Чем интересен Саратов?


Саратов – это город с многообразной, интересной коллекцией памятников архитектуры. Некоторые здания почтенны по не только своим возрастом, привлекательны не одними изящными формами и украшениями фасадов; свидетели далеких эпох, они помогают глубже познать историю нашего народа, его традиции, его многовековую культуру. Именно архитектура придает каждому городу свой неповторимы облик.

Датой основания города считается 2 июля 1590г. В этот день прибыли «отцы-основатели» Саратова – князь Засекин и боярин Туров на волжский берег. По одной из версий, название города происходит из слияния татаро-монгольских слов: «сара» (желтый) и «тау» (гора). Так могли называть Соколовую гору, желтую по окраске.

Саратов в XVII в. состоял из деревянных построек. Но протяжении всего 18 века возводились считанные единицы каменных зданий. в нашем городе нет домов возраст которых более 200 лет. Причин этому много: бесчисленные опустошительные пожары, набеги «воровских казаков.2 и кочевых орд, народные бунты и восстания, бури революции и гражданской войны, перепланировки, перестройки... 6 марта 1700г. было оформлено пожалование Петром 1 Саратову для вечного владения окружающих земель.

В 1764 году Екатерина II подписывает манифест который приглашал иностранцев в Россию. В Саратове и его окрестностях стали селиться в основном немцы. Иностранные поселенцы в саратовской крае положили начало каменному строительству. Строительство велось по заранее составленным геометрическим планам. Основные постройки сразу возводились из кирпича который делали сами колонисты. В 1769 году образована Саратовская провинция, дающая право городу считаться административным центром.

11 января 1780 год Екатерина II издает Указ, учреждавший Саратовское наместничество. В Саратовское наместничество (губернию) вошли города Саратов, Царицын, Камышин, Петровск.

1782 год Саратов именуется губернией.

1781 год учрежден герб Саратова: « В голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами»

В 1762 году по специальному указу была образована « Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» для урегулирования застройки двух столичных городов. Комиссия скоро расширила круг своей деятельности с начало на отдельные города, а затем на всю Российскую Империю. За три с небольшим десятилетия своей работы (1762-1796 годы) было составлены генеральные планы более чем 400 русских городов.

Правильность прокладки улиц по планам и соблюдение строительных предписаний строго контролировались губернскими и городскими архитекторами и самими губернаторами: проекты генеральных планов имели силу закона. Местные ландшафтные особенности в большинстве случаев подчеркивались регулярной планировкой; города при этом выигрывали, приобретая качественно новое, запоминающееся, живописное лицо.

Первый регулярный проектный план для Саратова был составлен в 1803 году. Однако уже в 1810 году он был заменен другим, который, в свою очередь, также не стал исходным для нового строительства. Опустошительный пожар 20 июня 1811 года, когда в городе уцелело всего 129 каменных зданий, повлек необходимость в составлении нового плана, который и был высочайше утвержден 14 сентября 1812 года. Этот план учитывал принципы, заложенные в двух предшествующих, а также особенности веерной планировки старого города. Новая прямоугольная уличная сеть была расположена под углом в 45 градусов к волжскому берегу: за основу взято направление главной улицы города – Московской.

В 1813 году Саратов был распланирован по новому плану. С этого времени территория города стала расширяться: слободы и предместья вошли в состав города. Многие улицы получили названия по фамилии владельцев домов, около которых были поставлены вехи для разбивки кварталов и улиц. Названия происходили от церквей, учреждений, по национальностям обитателей и их занятиям.

В 1815 году каменных домов в Саратове было «едва ли до сотни». На центральных улицах возводили дворянские дома, а на боковых купеческие и мещанские. Медленно, постепенно рос Саратов в том направлении от Волги, что было указано планом

Обрастали застройкой все новые улицы, обживались кварталы, складывался административно-торговый центр вокруг Новый Соборной (ныне Коммунарная?) площади. Город выходил на так называемое «второе плато» -обширную, ровную как стол, площадку, где и сегодня находиться «самый центр» Саратова – территория, ограниченная улицами Московская, Радищева, Советская и Мирным переулком.

К середине века, когда основная торговля была перенесена на Верхний базар, а многие купцы переселились на Немецкую улицу (ныне проспект Кирова) эта часть города стала действительно приобретать центральный облик.

Многочисленные учреждения, магазины, учебные заведения, объекты культуры, наконец городской бульвар. Липки – излюбленное место отдыха Саратовцев упрочили положение и авторитет нового центра.

Вблизи крутого волжского берега, в начале 18 века было завершено строительство соборной церкви Живоначальные Троицы, или Троицкого (Старого) собора. Именно от него – старейшего в Саратове здания начали расходиться концентрическими окружностями, словно годовые кольца в стволе дерева, более поздние постройки. Церковь возвели было традиционно деревянной, да, словно спохватившись, перевели в камень – в набравшем тогда силу «нарышкинском», архитектурном вкусе, прозванном потом московским барокко.

Сложная выразительная композиция Троицкого собора складывалась постепенно, дополняясь новыми элементами, изменяясь в деталях, но не утрачивая целостности.

Декоративность – главная отличительная черта архитектуры Троицкого собора. Здесь и стройная колокольня, уютные крылечки, кружевные карнизы, наличники окон. Старый собор стал центром Старой Соборной площади. Рядом с ним стояли каменные и деревянные лавки. Хлеб, соль,рыба, пенька, арбузы, тканы доставлялись сюда прямо с ближайших пристаней. Собор заложен стрельцами в 1695 году. Окончательная отделка завершена 1723г. В 1814-1823 г. к собору пристроили крутую галерею и трапезную.

В июне 1695г. собор посетил Петр I во время своего 3 дневного пребывания в Саратове. В алтаре на первом этаже находиться чудотворная икона «Спас Нерукотворный», привезенная первыми поселенцами саратова на заклад города. Современная музейная площадь интересна не только Троицким собором, здесь же расположено с 1910 года Управление РУЖД. железнодорожное ведомство. Проект архитектора А.М. Салько.(1) Оно было возведено на месте старого гостиного двора.

Краеведческий музей тоже рядом. Саратовский областной музей краеведения с 1930г. на улице Лермонтова, 34. Этот дом посещал М.Ю. Лермонтов. Это здание известно всем и почитаемо всеми. Оно то и дало старой площади ее современное название Музейная в 1931 году.

Нам интересна история самого здания, его постройки. В начале 19 века, когда на Старой Соборной оживилось строительство, купцу Михаилу Устинову пришла мысль построить вместо двух своих старых каменных флигелей большой дворцовый особняк в ковом классическом вкусе. Он обратился к петербургскому архитектору И.Ф. Колодинову (2) с просьбой составить «план» дома. Проект составленный в 1813 году был неожидан :предлагалось объединить рядом стоящие двухэтажные дома в единый объем и надстроить третий этаж. Так и сделали. Надстроили третий этаж, возвели порталы из коринфских колон, особняк Устинова был готов. Музей - «хрестоматийный пример» архитектуры классицизма: трехчастная симметричная композиция фасада, портики (тоже три), колонна бело-желтые стены, лепнина- весь набор приемов и деталей

Портал (лат) архитектурно обработанный вход в знание.

(1) Салько Алексей Маркович был саратовским городским архитектором в 1870-1914 годах. Автор проектов нескольких десятков зданий, вел архитектурный контроль за многочисленными стройками. Проектировал план Саратова 1870 г. Составил ряд инструктивных документов и книг по строительному делу в губернии. Построил около 150 объектов.

(2) Колодинов (Колодин) Иван Федорович - «архитектурный помощник» в звании «каменного мастера». Известен участием (под началом А. Воронихина) в проектировании и строительстве Казанского собора в Петербурге (1800-1811гг.)

Потрик (лат) – галерея, хотя бы одна из сторон которой представляет собой открытую колоннаду или аналогичным образом разработанный вход в здание.

Липки.

Городской сад...

все начиналось с обычного городского вала. Оборонительного вала, который возводили летом 1774 года иностранные поселенцы по поручению саратовского коменданта. Насыпь выросла в высоту 3 аршина, в ширину 2 аршина. В 1780г. образовано Саратовское наместничество. Город становиться губернским центром, быстро растет и развивается.

Здесь, в то время окраине, обосновывается губернская администрация: дома губернатора и вице-губернатора, контора опекунства иностранных поселенцев. Возникает новая, административная площадь. Земляные работы прекратились и вал стал оседать, разрушаться. В 1815-1826гг. по проекту архитектора В.П.Стасова был возведен Александро-Невский собор, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года (теперь на его мести находиться стадион «Динамо», расположен внутри парка «Липки»)

В 1825г заканчивалась строительная отделка собора и вокруг площади высадили молодые липы. Местные жители вспомнили о старом вале, назвав зеленую площадь бульваром. слово «бульвар» происходит от немецкого «больверк» (бастион), а фактически означает «прогулку на валах укрепленного города». Бульвар занял половину площадки вокруг собора и по названию собора получил имя Александровский бульвар. В настоящее время бульвар переименован в сквер. Когда люди говорят «Липки» всем понятно о каком месте идет речь.

В 1907г бульвар «Липки» разросся до ул Радищева был обнесен кованной металлической оградой, которая сохранена и сейчас. Липки...Весной дорогу сюда можно найти по свежему, сладкому, пьянящему запаху, тогда, когда цветут липы.

Зимой – снег на лапах елей подрагивает и кружиться в такт музыке, звучащей на катке. Весной – цветет сирень в сквере, чувствуется запах зелени, слышен веселый щебет птиц. Сквер одевается в зеленый наряд.

Летом – тенистая прохлада притягивает горожан, многие, бывая в этом районе, специально сделают крюк, чтобы пройти Липками.

А о чем осенью шуршит на аллеях листва спросите у влюбленных

С левой стороны от Липок ( если смотреть в сторону Волги) находиться церковь во имя иконы «Утоли моя печали». Посвящена иконе Божей Матери «В скорбях и печалях утешение» Построена в 1907г. по проекту архитектора П.М. Зыбина как домовая церковь- часовня саратовского архиерея Гермогена. Гермоген не любил новаций, предпочитал традиции. Предположительно он заказал Зыбину миниатюрный храм Василия Блаженного. Зыбин был поставлен в жесткие рамки заказчика (относительно типа храма, количества главок, их формы, и т.п.) Кроме этого, архитектору необходимо было учитывать соседство архиерейского жилого дома. Построенная церковь удачно вписалась в застройку архиерейской усадьбы.

Проходящие горожане любуются разноцветными главками, которые то ввинчиваются в небо, то поблескивают выпуклостями цветных чешуек или изящными зигзагом закомар

(Закомар – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания) Декоративная, нарядная постройка поднимает настроение спешащих горожан и привлекает к себе туристов.

Здание действующей духовной семинарии рядом.. Ранее это здание- жилой дом саратовского архиерея. Первоначально он был деревянным 1832-1837г., потом каменным в 1847. Архитектурный строй не чистого классицизма, а его переходного этапа развития – электики.

Для того времени это был шикарный особняк, на его постройку ушло 113 тысяч рублей, сумма по тем временам огромная. Здание располагалось внутри двора за каменным забором, внутри сад в английском стиле, беседки, фонтан, дорожки.

Устройство во второй половине 19 века новомодных чугунных украшений- решетки балкона, поддерживающих его профилированных столбиков, ограждений внутренних лестниц как бы продолжали развитие архитектуры здания во времени: от классицизма к эклектике, от привычных канонических приемов и материалов к передовым достижениям промышленной технологии.

Все здесь было на уровне – и покои для архиерея, и комнаты для певчих, уютный зал и масса всевозможных подсобных помещений. В настоящее время здесь изучают молодые люди духовные постулаты.

По правую сторону Липок — Филармония

За Липками находиться Дом офицеров (ранее здание коммерческого собрания) Это здание реконструировал в 1914-1916 годах архитектор М. Зацепин в стиле неоклассики.

Плоский, изящно пропорционированный, графический фасад, узор, лепнины, ажурные решетки, и внутренние интерьеры с богатой пластикой, виртуозное применение деталей, умелое использование отделочных материалов – все эти качества сполна продемонстрировал автор

Консерватория

1900-1902 гг было построено по проекту архитектора А.Ю. Ягна здание для музыкальных классов. Выглядело оно неуклюже, громоздко, некрасиво. Среди аккуратных домов смотрелось оно нелепо и вызывало отрицательную реакцию горожан. Через несколько лет город принимает решение: открыть здесь консерваторию, заново отделав здание. Было несколько проектных предложений ( например. в форме рационального модерна), но приняли проект С.О. Каллистратова в стиле псевдоготики. К 1912 году здание неузнаваемо изменилось: надстроены башни, изменены формы покрытий, по новому стали выглядеть фасады. Здесь можно найти готические фрагменты ( скульптуры воющих псов, витражи) и приемы модерна ( рисунок окон первого этажа, асимметрия фасадов, детали интерьеров) Собирательна не только градостроительная идея, но и архитектура постройки. (Витраж (фр.) декоративная композиция ( во окне, в двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.)Саратовская консерватория им. Л.В. Собинова – школа многих знаменитостей.

В работе зодчий был упрямым и жестким. Ходила легенда, что пятеро видных чиновников « смевших поучать мастера», Каллистратов как бы в отместку изобразил в виде мифологических воющих псов.

Писатель Н.Г. Чернышевский родился и вырос в Саратове. С 1851 по 1853г преподавал в мужской гимназии. В 1953 году был воздвигнут памятник Н.Г. Чернышевскому ( скульптор А.П.Кибальников) Напротив консерватории СГАУ им Вавилова