Чем интересен Саратов?


Саратов – это город с многообразной, интересной коллекцией памятников архитектуры. Некоторые здания почтенны по не только своим возрастом, привлекательны не одними изящными формами и украшениями фасадов; свидетели далеких эпох, они помогают глубже познать историю нашего народа, его традиции, его многовековую культуру. Именно архитектура придает каждому городу свой неповторимы облик.

Датой основания города считается 2 июля 1590г. В этот день прибыли «отцы-основатели» Саратова – князь Засекин и боярин Туров на волжский берег. По одной из версий, название города происходит из слияния татаро-монгольских слов: «сара» (желтый) и «тау» (гора). Так могли называть Соколовую гору, желтую по окраске.

Саратов в XVII в. состоял из деревянных построек. Но протяжении всего 18 века возводились считанные единицы каменных зданий. в нашем городе нет домов возраст которых более 200 лет. Причин этому много: бесчисленные опустошительные пожары, набеги «воровских казаков.2 и кочевых орд, народные бунты и восстания, бури революции и гражданской войны, перепланировки, перестройки... 6 марта 1700г. было оформлено пожалование Петром 1 Саратову для вечного владения окружающих земель.

В 1764 году Екатерина II подписывает манифест который приглашал иностранцев в Россию. В Саратове и его окрестностях стали селиться в основном немцы. Иностранные поселенцы в саратовской крае положили начало каменному строительству. Строительство велось по заранее составленным геометрическим планам. Основные постройки сразу возводились из кирпича который делали сами колонисты. В 1769 году образована Саратовская провинция, дающая право городу считаться административным центром.

11 января 1780 год Екатерина II издает Указ, учреждавший Саратовское наместничество. В Саратовское наместничество (губернию) вошли города Саратов, Царицын, Камышин, Петровск.

1782 год Саратов именуется губернией.

1781 год учрежден герб Саратова: « В голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами»

В 1762 году по специальному указу была образована « Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» для урегулирования застройки двух столичных городов. Комиссия скоро расширила круг своей деятельности с начало на отдельные города, а затем на всю Российскую Империю. За три с небольшим десятилетия своей работы (1762-1796 годы) было составлены генеральные планы более чем 400 русских городов.

Правильность прокладки улиц по планам и соблюдение строительных предписаний строго контролировались губернскими и городскими архитекторами и самими губернаторами: проекты генеральных планов имели силу закона. Местные ландшафтные особенности в большинстве случаев подчеркивались регулярной планировкой; города при этом выигрывали, приобретая качественно новое, запоминающееся, живописное лицо.

Первый регулярный проектный план для Саратова был составлен в 1803 году. Однако уже в 1810 году он был заменен другим, который, в свою очередь, также не стал исходным для нового строительства. Опустошительный пожар 20 июня 1811 года, когда в городе уцелело всего 129 каменных зданий, повлек необходимость в составлении нового плана, который и был высочайше утвержден 14 сентября 1812 года. Этот план учитывал принципы, заложенные в двух предшествующих, а также особенности веерной планировки старого города. Новая прямоугольная уличная сеть была расположена под углом в 45 градусов к волжскому берегу: за основу взято направление главной улицы города – Московской.

В 1813 году Саратов был распланирован по новому плану. С этого времени территория города стала расширяться: слободы и предместья вошли в состав города. Многие улицы получили названия по фамилии владельцев домов, около которых были поставлены вехи для разбивки кварталов и улиц. Названия происходили от церквей, учреждений, по национальностям обитателей и их занятиям.

В 1815 году каменных домов в Саратове было «едва ли до сотни». На центральных улицах возводили дворянские дома, а на боковых купеческие и мещанские. Медленно, постепенно рос Саратов в том направлении от Волги, что было указано планом

Обрастали застройкой все новые улицы, обживались кварталы, складывался административно-торговый центр вокруг Новый Соборной (ныне Коммунарная?) площади. Город выходил на так называемое «второе плато» -обширную, ровную как стол, площадку, где и сегодня находиться «самый центр» Саратова – территория, ограниченная улицами Московская, Радищева, Советская и Мирным переулком.

К середине века, когда основная торговля была перенесена на Верхний базар, а многие купцы переселились на Немецкую улицу (ныне проспект Кирова) эта часть города стала действительно приобретать центральный облик.

Многочисленные учреждения, магазины, учебные заведения, объекты культуры, наконец городской бульвар. Липки – излюбленное место отдыха Саратовцев упрочили положение и авторитет нового центра.

Вблизи крутого волжского берега, в начале 18 века было завершено строительство соборной церкви Живоначальные Троицы, или Троицкого (Старого) собора. Именно от него – старейшего в Саратове здания начали расходиться концентрическими окружностями, словно годовые кольца в стволе дерева, более поздние постройки. Церковь возвели было традиционно деревянной, да, словно спохватившись, перевели в камень – в набравшем тогда силу «нарышкинском», архитектурном вкусе, прозванном потом московским барокко.

Сложная выразительная композиция Троицкого собора складывалась постепенно, дополняясь новыми элементами, изменяясь в деталях, но не утрачивая целостности.

Декоративность – главная отличительная черта архитектуры Троицкого собора. Здесь и стройная колокольня, уютные крылечки, кружевные карнизы, наличники окон. Старый собор стал центром Старой Соборной площади. Рядом с ним стояли каменные и деревянные лавки. Хлеб, соль,рыба, пенька, арбузы, тканы доставлялись сюда прямо с ближайших пристаней. Собор заложен стрельцами в 1695 году. Окончательная отделка завершена 1723г. В 1814-1823 г. к собору пристроили крутую галерею и трапезную.

В июне 1695г. собор посетил Петр I во время своего 3 дневного пребывания в Саратове. В алтаре на первом этаже находиться чудотворная икона «Спас Нерукотворный», привезенная первыми поселенцами саратова на заклад города. Современная музейная площадь интересна не только Троицким собором, здесь же расположено с 1910 года Управление РУЖД. железнодорожное ведомство. Проект архитектора А.М. Салько.(1) Оно было возведено на месте старого гостиного двора.

Краеведческий музей тоже рядом. Саратовский областной музей краеведения с 1930г. на улице Лермонтова, 34. Этот дом посещал М.Ю. Лермонтов. Это здание известно всем и почитаемо всеми. Оно то и дало старой площади ее современное название Музейная в 1931 году.

Нам интересна история самого здания, его постройки. В начале 19 века, когда на Старой Соборной оживилось строительство, купцу Михаилу Устинову пришла мысль построить вместо двух своих старых каменных флигелей большой дворцовый особняк в ковом классическом вкусе. Он обратился к петербургскому архитектору И.Ф. Колодинову (2) с просьбой составить «план» дома. Проект составленный в 1813 году был неожидан :предлагалось объединить рядом стоящие двухэтажные дома в единый объем и надстроить третий этаж. Так и сделали. Надстроили третий этаж, возвели порталы из коринфских колон, особняк Устинова был готов. Музей - «хрестоматийный пример» архитектуры классицизма: трехчастная симметричная композиция фасада, портики (тоже три), колонна бело-желтые стены, лепнина- весь набор приемов и деталей