Чем интересен Саратов?
Please reload

Недавние посты

Кризис приходит и уходит, а квартиры остаются

January 19, 2017

1/1
Please reload

Избранные посты

Чем интересен Саратов?

February 16, 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов – это город с многообразной, интересной коллекцией памятников архитектуры. Некоторые  здания почтенны по не только своим возрастом, привлекательны не одними изящными формами и украшениями фасадов; свидетели далеких эпох, они помогают глубже познать историю нашего народа, его традиции, его многовековую культуру. Именно архитектура придает каждому городу свой неповторимы облик.

 

Датой основания города считается 2 июля 1590г. В этот  день прибыли «отцы-основатели» Саратова – князь Засекин и боярин Туров на волжский  берег. По одной из версий, название города происходит из слияния татаро-монгольских слов: «сара» (желтый) и «тау» (гора). Так могли называть Соколовую гору, желтую по окраске.

 

Саратов в XVII в. состоял из деревянных построек. Но протяжении всего 18 века возводились считанные единицы каменных зданий. в нашем городе нет домов возраст которых более 200 лет. Причин этому много: бесчисленные опустошительные пожары, набеги «воровских казаков.2 и кочевых орд, народные бунты и восстания, бури революции и гражданской войны, перепланировки, перестройки... 6 марта 1700г. было оформлено пожалование Петром 1 Саратову для вечного владения окружающих  земель.

В 1764 году Екатерина II подписывает манифест который приглашал иностранцев в Россию. В Саратове и его окрестностях стали селиться в основном немцы. Иностранные поселенцы в саратовской крае положили начало каменному строительству. Строительство велось по заранее составленным геометрическим планам. Основные постройки сразу возводились из кирпича который делали сами колонисты. В 1769 году образована Саратовская провинция, дающая право городу считаться административным центром.

 

11 января 1780 год Екатерина II издает Указ, учреждавший Саратовское наместничество. В Саратовское наместничество (губернию) вошли  города Саратов, Царицын, Камышин, Петровск.

 

1782 год Саратов именуется губернией.

 

1781 год учрежден герб Саратова: « В голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1762 году по специальному указу была образована « Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» для урегулирования застройки двух столичных городов. Комиссия скоро расширила круг своей деятельности с начало на отдельные города, а затем на всю Российскую Империю. За три с небольшим  десятилетия своей работы (1762-1796 годы) было составлены генеральные планы более чем 400 русских городов.

 

Правильность прокладки улиц по планам и соблюдение строительных предписаний строго контролировались губернскими и городскими архитекторами и самими губернаторами: проекты генеральных планов имели силу закона. Местные ландшафтные особенности в большинстве случаев подчеркивались регулярной планировкой; города при этом выигрывали, приобретая качественно новое, запоминающееся, живописное лицо.

 

Первый регулярный проектный план для Саратова был составлен в 1803 году. Однако уже в 1810 году он был заменен другим, который,  в свою очередь, также не стал исходным для нового строительства. Опустошительный пожар 20 июня 1811 года, когда в городе уцелело всего 129 каменных зданий, повлек необходимость в составлении нового плана, который и был высочайше утвержден 14 сентября 1812 года. Этот план учитывал принципы, заложенные в двух предшествующих, а также особенности веерной планировки старого города. Новая прямоугольная уличная сеть была расположена под углом в 45 градусов к волжскому берегу: за основу взято направление главной улицы города – Московской.

В 1813 году Саратов был распланирован по новому плану. С этого времени территория города стала расширяться: слободы и предместья вошли в состав города. Многие улицы получили названия по фамилии владельцев домов, около которых были поставлены вехи для разбивки  кварталов и улиц. Названия происходили от церквей, учреждений, по национальностям обитателей и их занятиям.

 

 В 1815 году каменных домов в Саратове было «едва ли до сотни». На центральных улицах возводили дворянские дома, а на боковых купеческие и мещанские. Медленно, постепенно рос Саратов в том направлении от Волги, что было указано планом

 

 

Обрастали застройкой все новые улицы, обживались кварталы, складывался административно-торговый центр вокруг Новый Соборной (ныне Коммунарная?) площади. Город  выходил на так называемое «второе плато» -обширную, ровную как стол, площадку, где и сегодня находиться «самый центр»  Саратова – территория, ограниченная улицами Московская, Радищева, Советская и Мирным переулком.

 

К середине века, когда основная торговля была перенесена на Верхний базар, а многие купцы переселились на Немецкую улицу (ныне проспект Кирова) эта часть города стала действительно приобретать центральный облик.

 

 

Многочисленные учреждения, магазины, учебные заведения, объекты культуры, наконец городской бульвар. Липки – излюбленное место отдыха Саратовцев упрочили положение и авторитет нового центра. 

 

 

Вблизи крутого волжского берега, в начале  18 века было завершено строительство соборной церкви Живоначальные Троицы,  или Троицкого  (Старого) собора. Именно от него – старейшего в Саратове здания начали расходиться концентрическими окружностями, словно  годовые кольца в стволе дерева, более  поздние постройки. Церковь возвели было традиционно деревянной, да, словно спохватившись, перевели в камень – в набравшем тогда силу «нарышкинском», архитектурном вкусе, прозванном потом московским барокко.

Сложная выразительная композиция Троицкого собора складывалась постепенно, дополняясь новыми элементами, изменяясь в деталях, но не утрачивая целостности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декоративность – главная отличительная черта архитектуры Троицкого собора. Здесь и стройная колокольня, уютные крылечки, кружевные карнизы, наличники окон. Старый собор стал центром Старой Соборной площади. Рядом с ним стояли каменные и деревянные лавки. Хлеб, соль,рыба, пенька, арбузы, тканы доставлялись сюда прямо с ближайших пристаней. Собор заложен стрельцами в 1695 году. Окончательная отделка завершена 1723г. В 1814-1823 г. к собору пристроили крутую галерею и трапезную.

 

В июне 1695г. собор посетил Петр I во время своего 3 дневного пребывания в Саратове. В алтаре на первом этаже находиться чудотворная икона «Спас Нерукотворный», привезенная первыми поселенцами саратова на заклад города. Современная музейная площадь интересна не только Троицким собором, здесь же расположено с 1910 года Управление РУЖД.  железнодорожное ведомство. Проект архитектора А.М. Салько.(1) Оно было возведено на месте старого гостиного двора.

 

 

Краеведческий музей тоже рядом. Саратовский областной музей краеведения с 1930г. на улице  Лермонтова, 34. Этот дом посещал М.Ю. Лермонтов. Это здание известно всем и почитаемо всеми.  Оно то и дало старой площади ее современное название Музейная в 1931 году.

 

Нам интересна история самого здания, его постройки. В начале 19 века, когда на Старой Соборной оживилось строительство, купцу Михаилу Устинову пришла  мысль построить вместо двух своих старых каменных флигелей большой дворцовый особняк в ковом классическом вкусе. Он обратился к петербургскому  архитектору И.Ф. Колодинову (2) с просьбой составить «план» дома. Проект составленный в 1813 году был неожидан :предлагалось объединить рядом стоящие двухэтажные дома в единый объем и надстроить третий этаж. Так и сделали. Надстроили третий этаж, возвели порталы из коринфских колон, особняк Устинова был готов. Музей - «хрестоматийный пример» архитектуры классицизма: трехчастная симметричная композиция фасада, портики (тоже три), колонна бело-желтые стены, лепнина- весь набор приемов и деталей

 

 

Портал (лат) архитектурно обработанный вход в знание.

(1) Салько Алексей Маркович был саратовским городским архитектором в 1870-1914 годах. Автор проектов нескольких десятков зданий, вел архитектурный контроль за многочисленными стройками. Проектировал план Саратова 1870 г. Составил ряд инструктивных документов и книг по строительному делу в губернии. Построил около 150 объектов.

(2) Колодинов (Колодин) Иван Федорович - «архитектурный помощник» в звании «каменного мастера». Известен участием (под началом А. Воронихина) в проектировании и строительстве Казанского собора в Петербурге (1800-1811гг.)

Потрик (лат) – галерея, хотя бы одна из сторон которой представляет собой открытую колоннаду или аналогичным образом  разработанный вход в здание.

 

Липки.

Городской сад...

все начиналось с обычного городского вала. Оборонительного вала, который возводили летом 1774 года иностранные поселенцы по поручению саратовского коменданта. Насыпь выросла в высоту 3 аршина, в ширину 2 аршина. В 1780г. образовано Саратовское наместничество. Город становиться губернским центром, быстро растет и развивается.

 Здесь, в то время окраине, обосновывается губернская администрация: дома губернатора и вице-губернатора, контора опекунства иностранных поселенцев. Возникает новая, административная площадь. Земляные работы прекратились  и вал стал оседать, разрушаться. В 1815-1826гг. по проекту архитектора В.П.Стасова был возведен Александро-Невский собор, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года (теперь на его мести находиться стадион «Динамо», расположен  внутри парка «Липки»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1825г заканчивалась строительная отделка собора и вокруг площади высадили молодые липы. Местные жители вспомнили о старом вале, назвав зеленую площадь бульваром. слово «бульвар» происходит от немецкого «больверк» (бастион), а фактически означает «прогулку на валах укрепленного города».   Бульвар занял половину площадки вокруг собора и по названию собора получил имя Александровский бульвар. В настоящее время бульвар переименован в сквер. Когда люди говорят «Липки» всем понятно о каком месте идет речь.

В 1907г бульвар «Липки» разросся до ул Радищева был обнесен кованной металлической оградой, которая сохранена и сейчас. Липки...Весной дорогу сюда можно найти по свежему, сладкому, пьянящему запаху, тогда, когда цветут липы.

Зимой – снег на лапах  елей подрагивает и кружиться в такт музыке, звучащей на катке. Весной – цветет сирень в сквере, чувствуется запах зелени, слышен веселый щебет птиц. Сквер одевается в зеленый наряд.

Летом – тенистая прохлада притягивает горожан, многие, бывая в этом районе, специально сделают крюк, чтобы пройти Липками.

А о чем осенью шуршит на аллеях листва спросите у влюбленных

 

 

С левой стороны от Липок ( если смотреть в сторону Волги) находиться церковь во имя иконы «Утоли моя печали». Посвящена иконе Божей Матери «В скорбях и печалях утешение» Построена  в 1907г. по проекту архитектора П.М. Зыбина как домовая церковь- часовня саратовского архиерея Гермогена.  Гермоген не любил новаций, предпочитал традиции. Предположительно он заказал Зыбину миниатюрный храм Василия Блаженного. Зыбин был поставлен в жесткие рамки заказчика (относительно типа храма, количества главок, их формы, и т.п.) Кроме этого, архитектору необходимо было учитывать соседство архиерейского жилого дома.  Построенная церковь удачно вписалась в застройку архиерейской усадьбы.

 

Проходящие горожане любуются разноцветными главками, которые то ввинчиваются в небо, то поблескивают выпуклостями цветных чешуек или изящными зигзагом закомар

(Закомар – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания) Декоративная, нарядная постройка поднимает настроение спешащих горожан и привлекает к себе туристов.

 

Здание действующей духовной семинарии рядом.. Ранее это здание- жилой дом саратовского архиерея. Первоначально он был деревянным 1832-1837г., потом каменным в 1847. Архитектурный строй не чистого классицизма, а его переходного этапа развития – электики.

 

Для того времени это был шикарный особняк, на его постройку ушло 113 тысяч рублей, сумма по тем временам огромная. Здание располагалось внутри двора за каменным забором, внутри сад  в английском стиле, беседки, фонтан, дорожки.

Устройство во второй половине 19 века новомодных чугунных украшений- решетки балкона, поддерживающих его профилированных столбиков, ограждений внутренних лестниц как бы продолжали развитие архитектуры здания во времени: от классицизма к эклектике, от привычных канонических приемов и материалов к передовым достижениям промышленной технологии.

 

Все здесь было на уровне – и покои для архиерея, и комнаты для певчих, уютный зал и масса всевозможных подсобных помещений. В настоящее время здесь изучают молодые люди духовные постулаты.

 

 

По правую сторону  Липок — Филармония

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За Липками находиться Дом офицеров  (ранее здание коммерческого собрания) Это здание реконструировал в 1914-1916 годах архитектор М. Зацепин в стиле неоклассики.

 

Плоский, изящно пропорционированный, графический фасад, узор, лепнины, ажурные решетки,  и внутренние интерьеры с богатой пластикой, виртуозное применение деталей, умелое использование отделочных материалов – все эти качества сполна продемонстрировал автор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консерватория

 

1900-1902 гг было построено по проекту архитектора А.Ю. Ягна здание для музыкальных классов. Выглядело оно неуклюже, громоздко, некрасиво. Среди аккуратных домов смотрелось оно нелепо и вызывало отрицательную реакцию горожан. Через несколько лет город принимает решение: открыть здесь консерваторию, заново отделав здание. Было несколько проектных предложений ( например. в форме рационального модерна), но приняли проект С.О. Каллистратова в стиле псевдоготики. К 1912 году здание неузнаваемо изменилось: надстроены башни, изменены формы покрытий, по новому стали выглядеть фасады. Здесь можно найти готические фрагменты ( скульптуры воющих псов, витражи) и приемы модерна ( рисунок окон первого этажа,  асимметрия фасадов, детали интерьеров) Собирательна не только градостроительная идея, но и архитектура постройки. (Витраж (фр.) декоративная композиция ( во окне, в двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.)Саратовская консерватория им. Л.В. Собинова – школа многих знаменитостей.

 

 

В работе зодчий был упрямым и жестким. Ходила легенда, что пятеро видных чиновников « смевших поучать мастера», Каллистратов как бы в отместку изобразил в виде мифологических воющих псов.

 

Писатель Н.Г. Чернышевский родился и вырос в Саратове. С 1851 по 1853г преподавал в мужской гимназии.  В 1953 году был воздвигнут  памятник Н.Г. Чернышевскому ( скульптор А.П.Кибальников) Напротив консерватории СГАУ им Вавилова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пивной бар «Бревери» радует саратовцев и гостей высококачественным живым пивом и хорошей кухней. Есть зал для курящих и некурящих, что позволяет отдохнуть и отметить праздничное событие с той обстановке, которая вам по душе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пройдемся далее по проспекту Кирова

 

Кинотеатр «Пионер» с современным и удобным интерьером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гостиница «Волга» ( раннее «Астория») на проспекте Кирова – памятник архитектуры эпохи модерн. Архитектор С. Каллистратов достроил здание 1913-1917г. на средства немецких промышленников Э. Бореля, А. Бендера. В этом здание современные ( по тому времени) почти каркасные конструкции, величавый силуэт, строгие линии. Детали, целые, фрагменты (мансардные окна, карнизы) (Мансарда (фр.)  чердачное помещение, используемое для жилья и хозяйственных целей.), линии и фигуры орнамента ( треугольники, квадраты, рельефные полосы пилонов) (Пилон (гр. ит.) массивный устой, например столб) заимствованы из простейших ранних построек ( жилищ, молельных домов) колонистов. Определяет фасад – пятиугольник, выросший из квадрата. Пятиугольник виден в завершении пилонов и окон, формах покрытий башен.  Оттеняют геометризованную, рациональную пластику фасадной стены стилизованные скульптурные фигуры воинов – риттеров и стартующих гонцов (относящиеся к гостиничной символике). Есть своя история у Астории. В 1850г (на месте Астории) было дворовое место, которое купил местный князь Куткин. Он устроил место для развлечений горожан – зверинец, балаган. «Потехи» были платные.

 

Через несколько лет это место приобрел купец Тихомиров. Он решает построить шестиэтажное здание доходного дома. В 1913 году проект Каллистратова  очень понравился Тихомирову и он взялся за осуществление совей мечты. За год было вложено 300 тысяч рублей огромная сумма в то время. Стройку закончить не удалось из за банкротства купца. Купцу пришлось продать незаконченное строение домовладельческому строительному товариществу. Новые хозяева достроили его, хотя началась Первая Мировая война и работы шли очень тяжело.

 

В 1917 году Каллистратов довел строительство до конца.

В 1917 году – Астория гостиница. Работают 83 номера, но внутреннюю отделку еще надо заканчивать. 

1918 г.- здание заняли чиновники губернского совнархоза, затем большевицкие депутаты.

1925г. Астория вновь становиться гостиницей.

В Астории останавливались С.В. Рахманинов и В.В. Маяковский.

 

Музыкальные и хореографические училища (Радищева 22)

Архитектор В. Суринов составил проект трехэтажного здания (на месте сгоревшего в 1811 году), выстроил его  но в середине века опять произошел пожар. Теперь постройка осуществлялась по проекту Г. Петрова. (с двух сторон добавились пристройки) Располагалась в здании губернская администрация.  С тех пор здание поменяло фасады – главный стал выходящий на улицу Радищева. А первоначальный фасад смотрит под  трибуны динамовского стадиона. Во время ремонта убрали украшения того фасада – торжественный портик.

 

Время вносит свои изменения. Сегодня фасад здания обращен к Радищева тремя крупными ризолитами : фронтон среднего из них украшен лепным гербом Саратова, боковые завершены элегантными аттиками.  Разнообразна форма окон: на первом этаже квадратные, на втором – вытянутые, на третьем – украшены лепниной. Горизонтальные линии подчеркивают протяженность здания, его монументальность, устойчивость. Архитектура здания отличается строгостью представительностью. Сохранился в основном интерьер- от сводчатых комнат первого этажа до светлой, парадной лестницы. Залы – комнаты, те же, что и много лет назад. 

 

Радует то, что здание – место обучения прекрасному – активно и успешно работает.

В 1803 году столичный архитектор А. Захаров разработал «образцовый» проект классического стиля казенных зданий для губернских городов. Один из проектов присутственных мест был прислан в Саратов.

Проект отличался экономичностью. Саратовский губернский архитектор Х. Лоссе внес свои изменения (несколько удлинил здание) и начал постройку.

Лоссе Христиан Иванович был саратовским губернским архитектором в 1799-1805 годах.

Завершил ее в 1807 году В. Суранов сменивший Лоссе на  этом посту.

Двухэтажное Ш-образное в плане здание размешалось необычно. На улицу выходил второстепенный фасад, а главный ( украшенный портиком) был обращен к большому пустырю (предполагалось, что здесь будет площадь губернского центра). Но в 1811 году в время большого пожара здание сгорело.

 

Дом братьев Никитиных. ( проспект Кирова, 39)

 

Построен в 1890 году по проекту архитектора А. М. Салько.  Жилые комнаты были на втором этаже а нижний занимали аптека, небольшой ресторан, и фотоателье. Планировка в доме удобная, комнаты светлые и просторные, хороши парадная лестница и углова башенка – Эркер.  

Эркер (нем) – часть внутреннего объема здания, вынесенная за пределы наружной стены; всегда имеет окна; охватывает один или несколько этажей, обычное не опускаясь до земли.

Декор фасада был достаточно насыщенным и сложным для крупного особняка. Но сила пластики и набор покрывавших поле фасада деталей точно укладывались в границы, заданные стелем и окружающей застройкой. 

Дом Никитиных образец частного жилища созвучного среде.

Петров Григорий Васильевич – был саратовским губернскими архитектором в 1819 – 1857 годах.

Суранов Василий Иванович был  саратовским губернскими архитектором в 1805 – 1818 годах.

 

ТЮЗ (Вольская)

 

К стилю рационального модерна относятся и бывший клуб подрядчиков строительный работ. Под постройку был отведен небольшой участок улицы, но этот минут архитектор превратил в плюс, уделив внимание каждой детали фасада, который получился компактным и крепким. Но за внешним фасадом чувствуется деятельная внутренняя жизнь. Все интерьеры и отделка продуманы.

 

 

Новый ТЮЗ. Перед ним в сентябре 2017 открыли  музыкальный фонтан.

 

 

Крытый рынок

 

Здание построено в 1914 -1916 годах. по проекту саратовского архитектора Василия Алексеевича Люкшина. ( годы жизни 1872-1945 годы.). Современники признавали, что это одно из лучших сооружений в России. И называли его архитектурным чудом.   При огромной площади перекрытий внутри здания отсутствуют опорные столбы. В.А. Люкшин впервые в практике строительства подобных объектов применил в перекрытиях и стенах новые инженерные конструкции из железа и бетона.

Самое масштабное, остающееся до наших дней современным произведение саратовской архитектуры начало 20 века – Крытый рынок. О нем знает каждый в Саратове, Энгельсе. «Выходите у Крытого?» чисто саратовский вопрос.  Здесь на первом этаже продукты, на втором одежда, обувь, ткани, и другое.

Огромное здание сегодня, а в прошлом грандиозный универмаг (таких пять – шесть по всей России в то время). Как шла работа над этим зданием.

Подготовка проекта была поручена группе воспитанников Боголюбского рисовального училища под руководством архитектора В. А. Люкшина.  

В 1914 году начинаются строительные работы (проект городская дума приняла еще в 1910 году, но еще 3 года он дорабатывался архитектором и вначале потянул на 1 миллион 300 тысяч рублей)

Закладка фундамента проходила в торжественной обстановке.  На церемонии присутствовали и губернатор и представители администрации, а так же газетчики, купечество, городская общественность. Как гласит предание,   у северного торца будущего сооружения подготовили специальную нишу, которую присутствующие знатные дамы наполнили кольцами, браслетами, серьгами и прочими драгоценностями. Это символизировало пожелание процветания славному центру городской торговли. Украшения замуровали в нише и несколько дней около этого места дежурил полицейский, пока положенная сверху масса бетона и камня не спрятала от людских глаз надежно захороненное сокровище.

 

Первая мировая война помешал некоторым планам строительства здания Крытого рынка. Например из за военных действий из  Финляндии, так и не поступил серый гранит. Его хотели использовать при облицовке нижней части здания. Отсутствующий камень заменили на более  доступный местный материал. Но, не смотря на подобные коррективы,  Крытый рынок стал грандиознейшим сооружение Саратова.  Он был торжественно открыт 27 ноября  1916 года.

 

Стеклянная  крыша позволяла наполнить помещение естественным светом – по европейским каноном того времени. Огромный торговый зал на 300 операционных мест, бетонно-стеклянные конструкции, холодильные камеры, электрическое освещение-все это поражало посетителя при входе в здание Крытого рынка (около 150 метров в длину, 25 метров в ширину, почти 30 метров в высоту). Главный торговый зал при своей внушительной высоте ( с обрамлением – девятиэтажное здание) не имел не одной опоры.  Создание такого перекрытия было самым трудным делом оно, как и установка в центральной части, было выполнено по проекту фирмы Зандберга- это 22 перекрытия пролетов крыши в 25 метров  и несколько в 153 метра. Наружная часть здания имела 2 этажа и подвал. На первом этаже было 5 наружных магазинов, 2 помещения для столовых в подвале и на втором этаже 79 внутренних лавок вдоль стен.  Середина рынка – торговый двор. Площадь зала 4 тысячи квадратных метров. В ту пору нечто подобное в мире имела разве что столица Франции, поэтому саратовские домохозяйки, отправляясь в Крытый за покупками, бросали на ходу домашним «ушла в Париж!»

Так в эпоху не знавшую подъемных кранов с помощью двух лебедок за 2 года был сотворен шедевр торговой архитектуры.

 

Цирк

 

Дебютное представление братьев Никитиных состоялось в Саратове в 1873 году. Их «русский» цирк стал первым национальным в России. До этого в Саратове выступали лишь странствующие артисты, для которых выстроили деревянное помещение на Хлебной площади. Цирковые гимнасты Петр и Аким Никитины Начинают давать представления в собственном цирке на Митрафаньевской площади.  Гвоздем первой программы была французская борьба с местным силачом выступавшим в черной маске Иваном Кашиным. Победить парня в тот сезон так и не удалось.

Братья Никитины имели 28 цирковых помещений для своих выступлений в разных городах страны. Цирк Никитиных часто гастролировал, газеты всегда сообщали  о приезде саратовского цирка Никитиных. Дела у братьев шли хорошо, через какое то время они решили разделить дело. Дмитрий, Аким работали в столичных городах, Петр занялся предпринимательством. В 1890 году он выстроил роскошный особняк по проекту А. М. Салько. Укрепил положения Петра Никитина случай.

Помимо никитинского цирка в городе успешно функционировал цирк Федосеевского. В этом цирке были прекрасные артисты, клоуны, наездники, а в самом цирке было электричество и отличный буфет. Но в 1900 году цирк Федосеевского сгорел. Вся труппа вынужденна была идти в цирк Петра Никитина. С этого времени он стал единственным хозяином циркового дела в Саратова.

 

В 1902 год построили новое цирковое здание на Митрофаньевской площади (сейчас это место занимает кинотеатр «Победа»), которое просуществовало до 1928 года. 

 

 

В 1910 году Никитины решил построить каменное здание на 2000 тысячи посадочных мест, с бассейном. К сожалению замыслу помешала Первая Мировая война. Из ветхости старое цирковое здание разобрали в 1928 году и спустя 3 года по проекту архитекторов Старкмета, Дивакова и Лихтентула построили каменное здание. В  1931 году здание цирка приобрело вид близкий к современному. С тех пор здание неоднократно реконструировалось.   Если вы хотите получить хорошее настроение, обязательно посетите наш саратовский цирк братьев Никитиных.

Братья работающие в Москве часто приезжали к младшему Петру в Саратов.

 

Главпочтамт

 

Комплекс городского почтамта построен в 1914-1916 годах. Грандиозное для своего времени сооружение соединяет начало неоклассицизма и рационального модерна. Торжественное открытие состоялось 28 декабря 1916 года.

Простор внутренних помещений, разумность их взаиморасположения, удобство и определенный уют операционного зала вызывают симпатии к этой постройке.

 

 

Дворец творчества детей и молодежи.  (на театральной площади)

 

Построен в 1910-1913 годах, по проекту Петра Зыбина.

Зыбин Петр Митрофанович  окончил московское училище живописи, ваяния, зодчества, а затем Императорскую Академию художеств. 10 лет жил и работал в Петербурге. В 1895 году приехал в Саратов, работал архитектором в Управлении Рязанно-Уральской железной дороги. П. М. Зыбин проектировал здания в стиле ретроспективизма, дополняя элиментами модерна.

Первоначальное назначение здания Городской Общественный банк. Место расположение банка было наилучшим для расположения банкиров. Фасад здания строгий, фронтальный, симметричный. Элементы и приемы постройки относятся к стилю раннего модерна.

 

Театр оперы и балета.

 

В 1810 году саратовский губернатор А. Д. Панчулидзев построил на Хлебной площади (ныне Театральная) деревянный театр в котором играли труппа из его крепостных. Через пол века театр сгорел и на его месте в 1865 году по проекту архитектора А. М. Салько было построено новое каменное здание.  в 1960 году здание перестраивают по проекту архитектора Тараса Григорьевича Ботяновского. С 1986 года в театре проводятся ежегодный Всероссийский фестиваль оперного искусства имени Л. В. Собинова.

 

Ресторан "Москва" ул. Московская, 84

 

Ранее в этом здание располагалась  гостиница Московская которая была воздвигнута в 1901 году по проекту архитектора А. М. Салько, корпус построен обществом взаимного кредита. Постройка обещала коммивояжерам, промышленникам, агентам фирм, актерам, путешественникам. На площадь, центральные улицы открывались его широкие витрины и окна. Архитектура здания обильна деталями, сложна кладкой. Взято отдельно любой элемент – окно, карниз или просто квадратный метр стены удивляет сложностью рисунка и отточенностью отделки. Оживляют здания объединенные окна. Угол дома венчает бочкообразная башенка. Здание в «ропетовском» стиле открытого кирпича.  

 

Набережная Космонавтов.

 

Когда то на месте набережной располагались строения и сооружения, связанные с торговой жизнью города: причалы, амбары, лабазы, лавки... Над ними находилась улица Миллионная,  которая состояла из жилых домов и многочисленных питейных заведений. В 1950 году – строительство набережной. Ее протяженность около 1,5 км. На Миллионной появились новые дома. Улице и набережной дали новое название Космонавтов.

 

Городской парк (ул. Чернышевского)

 

Любимое место отдыха саратовцев городской парк. Здесь прекрасная дубовая роща и естественные пруды с лебедями, утками. История парка началась с 1812 года, когда по распоряжению губернатора А. Д. Панчулидзева пленные французы заложили основу будущего парка. 1935 год – торжественное открытие Городского парка культуры и отдыха. В парке есть детская площадка, аттракционы. Здесь можно прокатиться на лодке или водном велосипеде. Дети любят ходить в гости к живой бурой медведице Масе, которая живет на территории парка. Белки чувствуют себя очень вольготно. Их можно увидеть на деревьях и покормить орешками с ладони.  Белка спускается по стволу дерева за лакомством. В парке интересные деревянные скульптуры: ворона с кусочком сыра, танцующий медведь, большая черепаха на которой так удобно и радостно сидеть малышу. Территория парка большая и требуется время что бы его обойти целиком. Но торопиться не надо, идите не спеша, наблюдая, отдыхайте душой.

 

Областная научная библиотека (ранее здание Народной аудитории и кинотеатра «Ударник») ул. Горького.

 

На пороге 20 века петербургский зодчий Н. Проскурнин выиграл конкурс проектов необычного дома, который объединил под одной крышей музей и кинозал, сцену и библиотеку.  Новой была тема конкурса – Народная аудитория. Смелым и нетрадиционным оказался проект – победитель. Сложная структура предложенного плана продиктована разнообразием происходящих в здании процессов: публичные лекции, «фильмы» под бренчание тапера или углубленных занятий в библиотеке. Все это отражало прогресс в развитии. Архитектор пренебрег незыблемым принципом симметрии, изначальной правильности,  заданности внешнего вида здания – пристройки и надстройки, выступы ризолитов, балконы и окна разбросаны на первый вгляд произвольно.  Но присмотревшись оказывается, что все они группируются вокруг главных объемов – залов библиотеки и синематографа. Сложный внешний объем наполняет логическим смыслом его помещения. В настоящее время здание полностью занимает библиотека. Здесь большой читальный зал на втором этаже. На первом этаже картотека, в привычном виде – карточках и в компьютерном варианте. В библиотеке отделы:

  • общий читальный зал и зал периодики

  • абонемент

  • информационный библиографический отдел

  • отдел технической литературы

  • отдел по искусству

  • отдел краеведческой литературы

  • немецкий читальный зал

  • отдел правовой и деловой информации

  • американский информационный центр

  • интернет – центр

  • отдел сельскохозяйственной литературы (ул. Челюскинцев,99 )

  • отдел литературы на иностранных языках (ул Московская, 32)

     

Корпус  Поволжской академии государственной службы (ПАГС) ул. Радищева

 

Напротив расположился ПАГС бывшая биржа. Биржа была построена для саратовских купцов, фабрикантов, предпринимателей, у которых деловая активность в Саратове искала выход. Построили биржу в 1890году по проекту местного архитектора Ф. Шустера. Здание оказалось небольшим и в 1904году архитектор А. Салько достраивает новый блок к бирже увеличив ее в два раза. Биржа просто и естественно заняла свое место. Декоративное оформление здания – нейтрально (ограниченно лишь рустовкой стен и простыми по рисунку пилястрами).  Это позволило зданию органично вписаться в застройку улицы,  ведь рядом находились окружной суд, городской пассаж, художественный музей.

 

Часовня во имя иконы Богоматери «Живоносный источник».

 

Часовня была воздвигнута на средства саратовских казаков. Была разрушена в 1930году. В 1999 году построена новая  практически полностью повторившая оригинал.

 

Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

 

Летом 1885года торжественно открылся первый в истории России общедоступный художественный музей. Построен по проекту петербургского архитектора И. В. Шторма. По проекту предполагалось размещение двух боковых флигелей для более развернутого фасада, но к сожалению их постройку не осуществили. Строительство продолжалось 2 года под руководством губернского афрхитектора А. Салько. Основал музей профессор живописи А. П. Боголюбов, внук А.Н. Радищева. Он передал в дар городу коллекцию произведений русского и западно-европейского  искусства. Здание верно служит городу и искусству. Внутри музея широкая парадная лестница приглашает посетителей подняться в удивительный мир искусства.

 

Парк Победы.

 

В нашем городе и области мирно живут по соседству  люди  разных национальностей. Хорошей иллюстрацией является «Национальная деревня» в парке победы. Прогуляйтесь взглядом по фотографиям, посмотрите на постройки домов разных культур. Если вы посетите парк Победы то можете попробовать блюда национальной кухни. Ведь многие дома в «Национальной деревне» это мини-кафе с традиционными для этой культуры блюдами. Так же здесь музей боевой техники под открытым небом. Это огромные площади которые занимают различные виды вооружений: танки, самолеты, вертолеты и артиллерия и т.д. выпушеные в нашей стране и за рубежом. Не спеша проходя по аллеям парка мы вдруг оказываемся в музее сельскохозяйственной техники. Вы можете до  длительной прогулки по парку Победы с его музеями и «Национальной деревней» сначала подняться к мемориальному комплексу «Журавли». С которого открывается потрясающий вид на Саратов. И куда так любят приезжать молодожены в день бракосочетания.